Implementation of EVIPNet in Kyrgyzstan

Round Table on the Situation Analysis and Overview of Using Evidence in Policy-Making was held on December 10-11, 2015 in Bishkek with the assistance of WHO Country Office.

Target audience included management and specialists of the MoH, all National Centers and Research Institutions, higher medical educational institutions, relevant NGOs and the academic and scientific community representatives.

Evidence-Informed Policy Network (EVIPNet) is a WHO initiative that promotes the systematic use of health research evidence in policy-making.

EVIPNet Europe is a key support mechanism for the implementation of the European policy framework Health 2020. The knowledge translation platforms (KTPs) established through

EVIPNet Europe will help countries to translate knowledge into policy. More detailed information about EVIPNet-Europe can be found at the website: www.evipnet.org

As far as Kyrgyzstan has joined the EVIPNet-Europe, in order to establish the KTP locally the situation analysis was done and its findings were presented at the round table as well as the KTP establishment scenarios were discussed.

Round Table Agenda(PDF-1)

Presentation on the Preliminary Situation Analysis Findings(PDF-2)

M&E workshop for oblast level specialists and staff of the MoH

Based on a request from the Ministry of Health of the Kyrgyz Republic, on 12-13 November, 2015 theHPAC organized the workshop on «Monitoring and evaluation of health organizations’ performance in the framework of National “Den Sooluk” Health Care Reform Program of the Kyrgyz Republic for 2012-2016».

This workshop was aimed at improving practical skills for analysis and interpretation of data collected as well as preparation of reports on monitoring and evaluation of Den Sooluk Program within the confines of four priority areas: Mother and Child Health, CVD, TB and AIDS.

Core trainers of the workshop were Rakhat Cholurova (Policy and Service Delivery Expert of the Defeat TB Project) and Olga Kindyakova (Deputy Director of RHIC). Specialists directly involved in data collection, analysis and interpretation and, namely, deputy oblast  coordinators responsible for monitoring and evaluation of oblast health system performance, directors of oblast health information centers, chiefs of health information units of Bishkek and Osh health departments as well as technical coordinators of the KR MoH, responsible for monitoring and evaluation within four priority areas of Den Sooluk Program at the national level took part in the workshop.

The workshop participants remained happy with the content and organization quality of the workshop and expressed their hope that similar workshops will be conducted also for technical specialists responsible for monitoring at raion level, since, in their view, this will contribute to the reliability and quality of data collection, high-quality analysis and correct interpretation.

Decree of the MoH (including agenda and list of participants)(PDF-1)

List of participants with signatures(PDF-2)

WHO Flagship Course on HSS with focus on NCDs

09-13 May 2016, Barcelona, Spain

The WHO Regional Office for Europe is pleased to announce the next annual Flagship Course on Health Systems Strengthening to be held from 9 to 13 May 2016 in Barcelona, Spain. This week-long intensive course is offered by the Division of Health Systems and Public Health of the WHO Regional Office for Europe through the WHO Barcelona Office for Health Systems Strengthening. We invite you and your colleagues to participate in this exclusive training event.

The course focuses on policy options to address health system barriers to address the growing burdern of non-communicable diseases.

The course is delivered in English with simultaneous translation to Russian.

Applicants are invited to submit a completed online application form available on the course website:

https://extranet.who.int/datacol/survey.asp?survey_id=3396

Please use Flagship2016 as user name and password.

Please note that the deadline for receiving applications is 17 March 2016. To secure participation in the course, accepted participants will be charged a fee of EUR 300. The fee is payable upon acceptance of application. Once paid, this payment is non-refundable in case of cancellation. WHO will cover tuition, course materials, coffee breaks and lunches on all five days of the course, plus one dinner reception. Participants will be responsible for covering the costs of travel, accommodation and subsistence while in Barcelona.

A brochure of the course with further details is here.(PDF-1)

Better non-communicable disease outcomes: challenges and opportunities for health systems. Kyrgyzstan Country Assessment: Focus on cardiovascular disease

Melitta Jakab, Barton Smith, Nina Sautenkova, Aida Abdraimova, Adyl Temirov, Ryskul Kadyralieva, Suyumjan Mukeeva, Larissa Murzakarimovna

Cardiovascular mortality in Kyrgyzstan has decreased over the past seven years in part due to impressive health system reforms. However, moving towards the 25 by 25 targets and addressing the sizeable gender gap in premature mortality present a significant challenge. While Kyrgyzstan has made some strides in implementing anti-smoking policies, reducing the harmful effects of alcohol, and strengthening nutrition policies, there are still great opportunities through better enforcement and monitoring of legislation. Significant challenges also remain for coverage of core individual services especially in the effective diagnosis and management of key cardiovascular disease conditions, such as hypertension, and diabetes. The report identifies key health system challenges that prevent greater coverage of core NCD interventions and services and proposes three strategic directions to accelerate gains in CVD outcomes.

Better non-communicable disease outcomes: challenges and opportunities for health systems(PDF-1)

Analysis of stroke diagnosis verification in patients that died at home

Turgunbayev D.D., Artykbayev A.Sh., Kadyrova N., Abdraimova А., Urmanbetova А.

Kyrgyzstan has the highest mortality rate caused by cerebrovascular diseases in the European region, exceeding the figures for Kazakhstan, Russia, Moldova, CIS, EU – C and EU – A in more than 10-times. Stroke is one of the major death causes that stipulate low life expectancy in the Kyrgyz Republic. Analysis of RHIC statistical data indicates that stroke-related mortality exceeds morbidity rates. Currently, there is no appropriate stroke diagnostics (computer tomography and/or magnetic resonance imaging (CT/MRI)), so according to the HPAU’s study of 2007 the share of patients that had CT/MRI in regions was 16% and it included only patients treated in Bishkek. Therefore, stroke diagnostics is currently mainly based on methods of clinical examination of patients and doctor’s personal experience. Therefore, the study was aimed at verification of stroke diagnosis in persons that died at home, in other words, in outpatient setting on the basis of clinical documentation analysis.   

Analysis of “stroke” diagnosis verification in patients that died at home(PDF-1)

Cost estimation of medicinal treatment of hypertension in the Kyrgyz Republic with the view of creating possible drug supply mechanisms ensuring free-of-charge HTN treatment

Abdraimova A., Urmanbetova A., Borchubaeva G., Azizbekova J.

Hypertension is the leading cause of mortality and disability in Kyrgyzstan among other cardio-vascular diseases. It was demonstrated that share of hypertension combined with hyperlipidemia and coronary heart disease that contribute to mortality and disability rates from CVDs measures up to 80% . Hypertension incidence continues to grow reaching from 30.1% in adult population to 34.1% in the age group of 18+ . Den Sooluk Health Reform  Program segregates measures on improvement of hypertension detection and control into separate group of performance indicators on CVD which in combination with other performance indicators are expected to lead to annual 1% reduction in CVD mortality rates. Kyrgyzstan has made tremendous efforts to improve primary health care. Hypertension control was emphasized in this process as one of the monitored conditions. In addition, State-guaranteed Benefit Package (SGBP) and Additional Drug Package for insured population at outpatient level were designed to ensure affordability of health services on detection and treatment of various conditions including hypertension. The focus of this research was to study the issue of affordability of antihypertensive drugs, i.e. cost of drug therapy, since effective hypertension control can improve health outcomes by reducing acute CVD cases such as stroke and myocardial infarction and be cost-effective for the health system by reducing hospitalization rates.

Cost estimation of medical treatment of hypertension in the Kyrgyz Republic with the view of creating possible drug supply mechanisms ensuring HTN treatment for free(PDF-1)

Discussion of draft report on M&E of medical education reforms

On December 23, 2015 the discussion of draft report on monitoring and evaluation of reforms in undergraduate, postgraduate and continuous medical education (2015-2017) took place in the HPAC office. The working group members participated in the discussion, namely, representatives of the MoH, medical educational institutions, staff members of NGO “The initiatives in medical education” and PF “Health Policy Analysis Center”. The objective of the discussion was to familiarize the participants with the preliminary findings obtained within the frames of M&E of medical education system reforms as well as to get feedback and comments so as to finalize the report and present it to broader audience.

Evaluation of nurses’ role in management of NCDs

Health Policy Analysis Center conducted evaluation of nurses’ role in management of some non-communicable diseases (specifically, diabetes, hypertension, COPD, palliative care) with financial support from Swiss Embassy in the Kyrgyz Republic and the Reforms in Medical Education in the Kyrgyz Republic Project.

The purpose of this study was to evaluate role of nurses in care delivery to patients with some non-communicable diseases as well as barriers preventing the involvement of nurses in the process of effective management of patients with some NCDs.

The research objectives included the following:

• Evaluation of existing family doctors’ and nurses’ role and practice in NCD management (diabetes, hypertension, COPD, palliative care) in health organizations;

• Review of family doctors’ and nurses’ activity arrangement within NCD management and identification of barriers to extend role of nurses in management of some NCDs based on views of doctors, patients and nurses;

• Evaluation of nurses’ knowledge and skills and related gaps at the level of education;

• Identification of family doctors’ and nurses’ needs and the areas requiring further efforts and needed interventions to efficiently manage NCDs and increase the role of nurses in NCD management.

Based on the obtained findings, the preliminary report including recommendations has been developed for consideration of stakeholders.

Внедрение EVIPNet в Кыргызстане

10-11 декабря 2015 года в Бишкеке состоялся круглый стол по ситуационному анализу и краткому обзору использования фактических и научных данных в формировании политики (EVIPNet Europe) при содействии странового офиса ВОЗ.

Целевой аудиторией стали руководство и специалисты Министерства здравоохранения КР, Национальных центров и научно-исследовательских институтов, высших медицинских учебных заведений, соответствующих НПО, а также представители академического и научного сообщества.

Сеть по использованию данных научных исследований при формировании политики (EVIPNet) — инициатива ВОЗ, которая способствует систематическому использованию научных данных и доказательств исследований, проведенных в области здравоохранения, при формировании политики.

EVIPNet-Европа является важнейшим механизмом поддержки в реализации Европейской рамочной политики «Здоровье 2020». Платформы по передаче практических знаний (ПППЗ), созданные при содействии EVIPNet-Европа, помогут странам на практике претворять научные знания в политику. Более подробную информацию о сети EVIPNet- Европа можно найти на сайтеwww.evipnet.org

Поскольку Кыргызстан вошел в сеть EVIPNet-Европа, то для создания такой платформы в Кыргызстане был проведен ситуационный анализ, результаты которого и были представлены на данном круглом столе, а также обсуждены сценарии создания ПППЗ в нашей стране.

Программа круглого стола(PDF-1)

Презентация по предварительным результатам ситуационного анализа(PDF-2)

Практический семинар по МиО для специалистов областного уровня и сотрудников Минздрава

По запросу Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, 12-13 ноября 2015 г. ЦАПЗ был организован практический семинар «Мониторинг и оценка деятельности организаций здравоохранения в рамках Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы».

Данный семинар был нацелен на усовершенствование практических навыков по анализу и интерпретации собираемых данных, а также по подготовке отчетов по мониторингу и оценке Программы «Ден Соолук» в рамках четырех приоритетных направлений: ОЗМиР, ССЗ, ТБ и СПИД.

Основными тренерами на семинаре выступили Рахат Чолурова (Специалист по политике и предоставлению услуг Проекта «Остановим Туберкулез») и Ольга Киндякова (Заместитель директора РМИЦ).

В семинаре приняли участие специалисты, непосредственно вовлеченные в сбор, анализ и интерпретацию  данных, а именно, заместители областных координаторов, ответственные за мониторинг и оценку деятельности системы здравоохранения на уровне области, директора областных медико-информационных центров, заведующие медико-информационных отделов г. Бишкек и г. Ош, а также технические координаторы МЗ КР, ответственные за мониторинг и оценку по четырем приоритетным направлениям программы «Ден Соолук» на национальном уровне.

Участники семинара остались довольны содержанием и качеством подготовки семинара и выразили надежду о том, что подобные семинары будут проводиться также для технических специалистов, ответственных за мониторинг на районном уровне, поскольку, по их мнению, это будет способствовать достоверности и качеству сбора данных, их качественному анализу и правильной интерпретации.

Указание МЗ КР (включая программу и список участников)(PDF-1)

Список участников с подписями(PDF-2)

Флагманский курс ВОЗ по УСЗ с фокусом на НИЗ

09-13 мая 2016 года, г.Барселона, Испания

Европейское региональное бюро ВОЗ объявляет об очередном ежегодном Флагманском курсе по укреплению систем здравоохранения, который состоится с 9 по 13 мая 2016 года в г.Барселона, Испания. Этот интенсивный недельный Курс предлагается Отделом систем здравоохранения и общественного здравоохранения Европейского регионального бюро ВОЗ при посредничестве Барселонского офиса ВОЗ по укреплению систем здравоохранения. Мы приглашаем вас и ваших коллег принять участие в этом особом обучающем мероприятии.

Курс будет сфокусирован на вариантах политики, направленных на преодоление барьеров в системе здравоохранения, для разрешения проблемы возрастающего бремени неинфекционных заболеваний.

Курс будет проводиться на английском языке с синхронным переводом на русский язык.

Участниками курса могут стать кандидаты из всех 53 стран-членов Европейского региона ВОЗ.

Кандидатам предлагается заполнить регистрационную форму в онлайновом режиме, которая доступна на вебсайте курса:

https://extranet.who.int/datacol/survey.asp?survey_id=3396

Пожалуйста, используйте Flagship2016 в качестве «имени пользователя» и «пароля».

Обращаем ваше внимание на то, что последний срок приема регистрационных форм 17 марта 2016 года. С принятых кандидатов взимается взнос в размере 300 ЕВРО для обеспечения их гарантированного участия. Взнос оплачивается после того, как будет принята регистрационная форма. После произведения оплаты данная сумма не подлежит возмещению в случае отказа от участия. За счет средств ВОЗ покрываются следующие расходы: оплата за обучение, учебные материалы, кофе-брейки и обеды на протяжении пяти дней обучающего курса плюс один прием с ужином. Участники самостоятельно несут ответственность за покрытие своих транспортных расходов, затрат на проживание и суточных в период пребывания в Барселоне.

Брошюра с более подробной информацией размещена здесь(PDF-1)

Улучшение показателей по неинфекционным заболеваниям: барьеры и возможности систем здравоохранения. Оценка ситуации в Кыргызстане: фокус на сердечно-сосудистые заболевания

Мелитта Якаб, Бартон Смит, Нина Саутенкова, Аида Абдраимова, Адыл Темиров, Рыскуль Кадыралиева, Суюмжан Мукеева, Лариса Мурзакаримова  

За последние семь лет в Кыргызстане отмечается снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, в некоторой степени, благодаря проведению впечатляющих реформ в системе здравоохранения. Однако продолжают существовать значительные трудности, связанные с достижением цели снижения преждевременной смертности от НИЗ на 25% к 2025 году и решением вопросов значительного гендерного разрыва в преждевременной смертности. Несмотря на то, что Кыргызстан уже далеко шагнул в области реализации политики против курения, снижения вредного воздействия алкоголя и усиления политики правильного питания, у страны все еще имеются большие возможности улучшения за счет обеспечения исполнения принятого законодательства и мониторинга. Значительные барьеры также сохраняются в отношении охвата основными индивидуальными услугами, особенно в области эффективной диагностики и ведения основных состояний сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертоническая болезнь и диабет.  В настоящем отчете определяются ключевые барьеры системы здравоохранения, которые мешают расширить охват основными вмешательствами и услугами по НИЗ, а также предлагаются три стратегических направления для скорейшего улучшения показателей по ССЗ.

Улучшение показателей по неинфекционным заболеваниям: барьеры и возможности систем здравоохранения. Оценка ситуации в Кыргызстане: Фокус на ССЗ.(PDF-1)

Анализ верифицированности диагноза инсульт у лиц, умерших на дому

Тургунбаев Д.Д., Артыкбаев А.Ш., Кадырова Н., Абдраимова А., Урманбетова А.

Кыргызстан занимает первое место по показателям смертности от цереброваскулярных заболеваний среди

стран Европейского региона, превышая показатели по Казахстану, России, Молдове, СНГ, ЕР В+С и ЕР- А в более, чем в 10 раз. Мозговой инсульт составляет одну из основных причин смертности среди населения, обуславливая низкую продолжительность жизни в Кыргызской Республике. Анализ статистических данных РМИЦ показывает, что показатели смертности от инсультов превышают показатели заболеваемости. В настоящее время, в регионах страны отсутствует соответствующая диагностика инсульта — компьютерная томография и/или магнитно-резонансная томография (КТ/МРТ), так по данным исследования ОАПЗ 2007 года, пациенты, прошедшие КТ/МРТ по выбранным регионам, составили всего 16% и только те, которые получали лечение в г. Бишкек. Поэтому на сегодняшний день диагностика инсульта основана в основном на клинических методах обследования больных и личном опыте врача. Таким образом, данное исследование было нацелено на верификацию диагноза «инсульт» у лиц, умерших на дому, то есть в амбулаторных условиях на основании анализа клинической документации.

Анализ верифицированности диагноза инсульт у лиц, умерших на дому(PDF-1)

Оценка затрат на медикаментозные вмешательства по контролю ГБ в КР с целью выработки возможных механизмов обеспечения лекарствами для лечения ГБ на бесплатной основе

Абдраимова А., Урманбетова А., Борчубаева Г., Азизбекова Ж.

Гипертоническая болезнь является важным фактором в смертности и инвалидизации населения Кыргызстана от сердечно – сосудистых заболеваний (ССЗ). Показано, что в сочетании с гиперлипидемией и коронарной болезнью сердца, вклад гипертонической болезни в смертность и инвалидность в связи с ССЗ достигает 80 %. Распространенность гипертонии растет, составляя от 30,1 % взрослых до 34.1% среди лиц старше 18 лет. В Национальной программе реформирования здравоохранения «Ден Соолук» улучшение выявления и контроля гипертонической болезни выделены в отдельные результаты деятельности по ССЗ, которые, в сочетании с другими результатами, должны привести к 1% ежегодному снижению смертности от ССЗ. В системе здравоохранения Кыргызстана уже были предприняты огромные усилия по улучшению первичной помощи и в данном процессе, на контроле ГБ был сделан особый акцент, как на одном из мониторируемых заболеваний. Кроме того, Программа Государственных Гарантий (ПГГ) и ДПОМС на амбулаторном уровне для застрахованного населения призваны обеспечить финансовую доступность услуг по выявлению и лечению заболеваний, в том числе гипертонической болезни. Основное внимание в данном исследовании уделено изучению вопроса финансовой доступности лекарств для лечения ГБ, то есть стоимости медикаментозного лечения, поскольку эффективный контроль гипертонии может улучшить результаты здоровья, сократив острые случаи сердечно-сосудистых заболеваний, таких как инсульты и инфаркты миокарда, а также может быть экономически эффективным для системы здравоохранения, значительно сократив число госпитализаций.

Оценка затрат на медикаментозные вмешательства по контролю ГБ в КР с целью выработки возможных механизмов обеспечения лекарствами для лечения ГБ на бесплатной основе(PDF-1)

Обсуждение отчета по МиО реформ медицинского образования

23 декабря 2015 года состоялось обсуждение рабочего варианта отчета по мониторингу и оценке реформ додипломного, последипломного и непрерывного медицинского образования на 2015-2017 гг. в офисе ЦАПЗ. В обсуждении приняли участие члены рабочей группы (представители МЗ КР, медицинских образовательных учреждений, сотрудники ОО «Инициативы в медицинском образовании» и Центра анализа политики здравоохранения. Цель данного обсуждения заключалась в том, чтобы ознакомить участников с предварительными результатами, полученными в рамках МиО реформирования системы медицинского образования, а также обсудить замечания и комментарии с тем, что доработать отчет и представить его более широкой аудитории.

Оценка роли медсестер при ведении НИЗ

Центром анализа политики здравоохранения проведена оценка роли медсестер при ведении некоторых неинфекционных заболеваний (а именно, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ХОБЛ, оказание паллиативной помощи) при финансовой поддержке Швейцарского Посольства в Кыргызской Республике и проекта «Реформы медицинского образования в Кыргызской Республике».

Цель данного исследования заключалась в том, чтобы оценить роль медицинских сестер в процессе оказания помощи при некоторых неинфекционных заболеваниях, а также барьеры, препятствующие вовлечению медицинских сестер в процесс эффективного ведения больных с некоторыми НИЗ.

Задачи исследования включали в себя следующее:

• Оценка существующей роли и практики семейных врачей и медицинских сестер при ведении НИЗ (диабет, гипертония, ХОБЛ, паллиативная помощь) в организациях здравоохранения;

• Обзор организации деятельности семейных врачей и медицинских сестер при ведении НИЗ и выявление барьеров для расширения роли медсестер в лечении некоторых НИЗ на основе мнения врачей, пациентов и самих медсестер; • Оценка знаний и навыков медицинских сестер и связанных с этим пробелов на образовательном уровне;

• Определение потребностей семейных медицинских сестер и врачей, а также направлений, требующих дальнейших усилий и необходимых вмешательств для эффективного управления НИЗ и усиления роли медицинских сестер при ведении НИЗ.

По результатам проведенной оценки подготовлен предварительный отчет, включая рекомендации, и представлен на рассмотрение заинтересованным сторонам.